Программа развития на 2024-2028 годы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Парус»
города Новоалтайска Алтайского края

СОГЛАСОВАНО:
Глава города Новоалтайска

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующим МБДОУ ЦРР
детским садом №15

__________В.Г. Бодунов

____________Т.С. Железникова

«___»__________20___ г.

«___»__________20___ г.

Программа развития
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Центра развития
ребенка - детского сада № 15 «Парус» города
Новоалтайска Алтайского края
на 2024 – 2028 годы

г. Новоалтайск, 2023 год

Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Паспорт Программы развития
Информационная справка
Аналитическое обоснование Программы
Концепция Программы развития
Управление реализацией Программы
Цель и задачи Программы развития
Реализуемые проекты в соответствии с выявленными проблемами
и поставленными задачами
Механизм реализации Программы развития
Возможные риски при реализации Программы и пути их
устранения

3
5
7
12
16
17
17
22
23

Паспорт программы развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Центра развития ребенка - детского сада № 15 «Парус»
города Новоалтайска Алтайского края на 2024-2028 г.г.
Полное
наименование
программы
Назначение
программы

Основания
для
разработки
Программы

Заказчик
программы

Основные
разработчики
программы

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада
№15 «Парус»» города Новоалтайска Алтайского края на 2024-2028 г.г.
Программа развития предназначена для определения модели и
перспективных направлений развития дошкольного образовательного
учреждения МБДОУ ЦРР – детского сада «Парус» и отражает тенденции
изменений,
главные
направления
обновления
содержания
образовательной деятельности, управление дошкольным учреждением
на основе инновационных процессов и современных требований.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.07.2020 г. №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№996-р «Стратегия развития воспитанников в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18.10.2013 №544-н;
- Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в
Алтайском крае» (с изменениями на 08.07.2020 г.);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования,
утвержденная приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022 года;
- Основная общеобразовательная программа – образовательная
программа дошкольного образования Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад №15 «Парус» г. Новоалтайска Алтайского края;
- Устав МБДОУ ЦРР – детского сада № 15 «Парус» города Новоалтайска
Алтайского края;
- Локальные акты, регламентирующие деятельность МБДОУ ЦРР –
детского сада № 15 города Новоалтайска Алтайского края.
Управляющий совет МБДОУ ЦРР – детского сада № 15 «Парус» города
Новоалтайска Алтайского края (далее – «Учреждение»)
Заведующий Железникова Т.С.
старший воспитатель Фелькер И.А.
педагогические работники

Основная
цель
программы
Основные
задачи
программы

Сроки и
этапы
реализации
Программы

Создание и реализация условий для развития имиджа Учреждения,
статуса и авторитета педагогов, повышения качества образования,
способствующих становлению субъектности воспитанников в разных
видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
1.
Создание условий для полноценного развития воспитанников по
все образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с
особенностями и требованиями основной образовательной программы
Учреждения;
2.
Совершенствование развивающей предметно-пространственной
среды Учреждения с учетом требований ФГОС ДО, ФОП ДО;
3.
Способствовать созданию системы патриотического воспитания и
образования дошкольников, направленной на реализацию цели, задач и
содержания гражданско - патриотического воспитания детей от 5 до 7
лет на основе образовательных, региональных, климатических и
социальных особенностей Алтайского края и родного города;
4.
Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и
укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к
ценностям здорового образа жизни;
5.
Совершенствование
кадровой
политики
Учреждения,
способствовать
повышению
профессиональных
компетенций
педагогических работников в соответствии с современными
требованиями.

2024 г. – организационно-установочный этап: создание условий для
реализации задач программы;
2025 – 2027 г.г. – основной этап: реализация задач программы через
проектную деятельность, деятельность в рамках инновационной
площадки;
2027 г. – итоговый этап: анализ и оценка эффективности реализации
программы.
Целевые
Удовлетворенность участников образовательных отношений качеством
индикаторы и предоставляемых образовательных услуг - не менее 97 %.
показатели
Положительная динамика результативности участия педагогических
успешности
работников в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и др.
реализации
мероприятиях инновационной направленности.
программы
Рост
числа
работников,
использующих
информационнокоммуникативные технологии.
Доля дошкольников,
владеющих доступными
знаниями
об
истории и культуре Алтайского края, Страны – 80%
Доля педагогов, использующих эффективные формы по нравственнопатриотическому воспитанию детей – 85%
Доля родителей, принявших участие в совместных мероприятиях
(выставки, конкурсы, проекты, акции др.)
– 50%.
Ожидаемые
1. Создана современная комфортная развивающая предметнорезультаты
пространственная среда и обучающее пространство, способствующие
реализации
становлению субъектности воспитанников в разных видах деятельности
программы
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Педагогические работники являются участниками сетевого
проекта, по краеведению (воспитание духовно – нравственных и

Исполнители
программы
Контроль
реализации
Программы
развития

патриотических качеств дошкольников)
3. Сформированы методический и педагогические кейсы по
краеведению.
4. Обогащены и систематизированы знаний воспитанников об
истории
и традициях русского народа, формирование интереса к
изучении данной темы.
5. Рост доли семей, участвующих в различных мероприятиях,
проектах, клубах, конкурсах, выставках различного уровня.
6. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в
процессе
реализации Программы, проектной деятельности.
7. Создана здоровая психологическая среда для всех участников
образовательных отношении, механизмы, обеспечивающие высокий
уровень охраны здоровья и положительного эмоционального
самочувствия.
8. Положительная
оценка
деятельности
Учреждения
профессиональными сообществами , коллегами города, края, России
(СМИ, форумы, семинары, официальные интернет-страницы).
Администрация МБДОУ ЦРР № 15;
Педагогические работники;
Родители (законные представители воспитанников), воспитанники;
Социальные партнеры.
Отчет о реализации Программы развития – 1 раз в год в рамках отчета по
самообследованию.
Рассмотрение
итогов
реализации
Программы
на
заседании
Управляющего совета.

Программа развития носит инновационный характер и направлена на
развитие
образовательного
учреждения,
достижения
результатов
деятельности образования к потребностям ребенка.
Программа развития МБДОУ ЦРР – детского сада №15 «Парус» на
2024 – 2028 г.г. является управленческим документом и является
обязательным для исполнения всеми участниками образовательных
отношений. Программа носит инновационный характер и направлена на
совершенствование системы управления, обеспечивающей реализацию
широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи и общества
путем последовательного наращивания потенциала развития Учреждения.
2. Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №15 «Парус» г. Новоалтайска
Алтайского
края (далее Учреждение)
является
муниципальным
образовательным учреждением, создано путем учреждения на основании
постановления Администрации города Новоалтайска от 02.02.2016 № 317

Полное наименование - муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Центр развитии ребенка - детский сад № 15
«Парус» города Новоалтайска Алтайского края.
Сокращенное название – МБДОУ ЦРР детский сад №15
Руководитель – Железникова Татьяна Сергеевна
Местонахождение: 658082, Алтайский край, город Новоалтайск, улица
Высоковольтная, дом 26.
Телефон: 8 (385-32) 33-285; 33-284
Адрес электронной почты: ds15parus@mail.ru
Сайт - https://parus.tvoysadik.ru/
Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.
Организационно-правовая форма – учреждение.
Тип учреждения – бюджетное учреждение.
Учредитель: муниципальное образование городской округ город
Новоалтайск Алтайского края. В соответствии с федеральными законами,
нормативными правовыми актами муниципального образования города
Новоалтайска функции и полномочия учредителя осуществляет
Администрация города Новоалтайска Алтайского края.
Режим работы Учреждения: с 7.00 до 19.00. Выходные дни: суббота,
воскресенье, праздничные дни.
Управление Детским садом строится на принципах единоначалия и
самоуправления. Формами самоуправления являются: наблюдательный
совет, общее собрание трудового коллектива, управляющий совет,
педагогический совет.
Непосредственное руководство и управление Детским садом
осуществляет заведующий.
Детский сад находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном
здании. Имеется собственная территория для прогулок, 8 обустроенных
прогулочных веранд, игровое и спортивное оборудование. Отличительной
особенностью детского сада являются хорошее озеленение, наличие
отдельной спортивной площадки.
Образовательная деятельность Учреждения осуществляется на
основании основной образовательной программы дошкольного образования,
разработанной с учетом Федеральной образовательной программы
дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования, примерной
основной образовательной программы дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, а так же парциальных программ, которые являются
взаимодополняющими.
Укомплектованность педагогическими кадрами (100%) обеспечивает
полноценную реализацию всех разделов образовательной программы
дошкольного образования Учреждения. Педагоги стремятся к повышению
педагогической компетентности, транслируют свой опыт на различных
уровнях.
3. Аналитическое обоснование Программы развития (Анализ
результатов предыдущей Программы развития в соответствии с
поставленными целью и задачами)
Программы развития была направлена на:
Совершенствование
системы
управления,
обеспечивающей
реализацию широкого спектра образовательных услуг предусмотренные
федеральными законами и нормативно правовыми актами с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи и
общества путем последовательного наращивания потенциала развития
Учреждения.
- Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество образования, и реализации программы развития.
- Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей
среды Учреждения с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип
динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и
физические особенности воспитанников, способствующей самореализации
ребёнка в разных видах деятельности.
- Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление
физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового
образа жизни.
- Развитие системы консультирования и сопровождения родителей по
вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников в рамках работы
Консультативного пункта МБДОУ.
- Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в
области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги,
развивая партнерство и сотрудничество.
- Развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной
программы дошкольного образования ДОУ обеспечили:
- преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ различных уровней;

- вариативности и разнообразия содержания и организационных форм
дошкольного образования, с учетом образовательных потребностей и
состояния здоровья детей.
- психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей.
Проведение анализа реализации ООП ДОУ, выполнения
мероприятий годового плана работы дало возможность:
- Осуществления контроля за качеством образовательной деятельности;
- Использование в образовательном процессе форм, методов, технологий
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям.
- Организовать работу ППк.
- Организовать мониторинг индивидуального
развития детей.
Проведение психолого-педагогической диагностики, сводный анализ.
- Использовать вариативные формы взаимодействия с родителями по
вопросам образования и воспитания детей.
-Использовать здоровьесберегающие, профилактические, физкультурнооздоровительные технологии.
Сравнительный анализ освоения воспитанниками ООП ДО показал, что
самый низкий показатель отмечен в 2020 - 2021 учебном году, это связано со
снижение посещаемости воспитанников в период короновирусной инфекции.
В целом, результаты выполнения программы в 2021 - 2022 учебном году
свидетельствует о положительной динамике развития.
Достигнутые результаты:
- Положительная динамика освоения детьми ОП ДО.
- Повышение уровня готовности детей к школе, что позволяет
прогнозировать качественные результаты дальнейшего обучения в школе.
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для
детского развития, социализации и коррекции.
- Работа по выявлению детей «группы риска» с целью оказания
индивидуальной
психолого-педагогической
помощи
специалистами
Учреждения.
- Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательные
области (интегрирование их в различные виды самостоятельной детской
деятельности и совместной деятельности с педагогами).
- Информационная доступность консультативных материалов по
вопросам воспитания и образования детей для родителей (законных
представителей) на официальной странице Учреждения в сети Интернет;
раздаточных информационных материалах; в социальных мессенджерах, в
том числе Вотсап с возможностью обратной связи.

- Внедрение активных форм работы с семьей (мастер-классы, круглые
столы, семинары-практикумы, консультации).
- Разработка и реализация совместных планов, проектов.
- Проведение общих и групповых родительских собраний по
актуальным вопросам воспитания и образования детей.
- Организация совместных мероприятий: праздники и досуги, дни
здоровья, выставки, конкурсы.
Имеющиеся проблемы реализации Программы:
- Снижение посещаемости в 2020 - 2022 учебном году, связанное с
работой дошкольного учреждения в условиях карантина по короновирусной
инфекции.
- Ухудшение соматического здоровья детей раннего возраста в период
адаптации (ослабленный иммунитет, хронические заболевания).
- Малоактивная позиция родителей в образовательном процессе ДОУ,
связанная с дефицитом времени.
- Смешанный контингент родителей, обладающих различными целями и
ценностными ориентациями приводят к несогласованности требований
педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей.
Реализованные преобразования:
- Повышение посещаемости воспитанников в результате проведения
профилактических мероприятий.
Широкое
использование
в
образовательном
процессе
здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста в
адаптационный период.
- Использование эффективных форм вовлечения родителей
воспитанников в образовательный процесс через привлечение к участию в
проектах, консультирование и участие в совместных мероприятиях, онлайнобщение посредством чата, сетевых сообществ, официального сайта ДОУ.
Кадровые условия реализации Программы обеспечили эффективную
реализацию ООП ДОУ:
- Планирование и организация прохождения педагогами курсов
повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС ДО и внедрения
ФОП ДО, в том числе для работы с детьми с ОВЗ.
- Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и
руководящих работников.
- Организация научно-методического сопровождения реализации ОП ДО
в соответствие с ФГОС ДО, реализация инновационных проектов.
- Изучение и диссеминация опыта работы педагогов, реализующих ООП
ДО на методических объединениях, семинарах, конференциях различного
уровня.
- Ведение разъяснительной работы с педагогами, нуждающимися в
повышение образовательного уровня, профессиональной переподготовке.

- Организация наставничества для профессионального становления
молодых специалистов.
Достигнутые результаты:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через
прохождение курсов повышения квалификации, профессиональную
подготовку.
- Успешное прохождение педагогами процедур аттестации, показ
открытых занятий на высоком профессиональном уровне, качественная
подготовка аттестационных материалов.
Вывод: к 2023 году повысился уровень педагогов с высшей
квалификационной категорией, педагоги без категорий – вновь поступившие,
без опыта работы молодые специалисты. С высшей
квалификационной
категорией - 40%, с первой квалификационной категорией – 48%, не
аттестованы (стаж работы менее 2 лет) - 12%.
Сравнительный анализ образовательного уровня педагогов
Все сотрудники имеют профессионально - педагогическое образование,
в том числе с высшим образованием - 55%, со средним профессиональным 45%.
Наблюдается повышение уровня педагогических работников:
- овладению современными технологиями (технологии проектирования,
ИКТ-технологии) через проведение практикумов, мастер-классов, семинаров;
- пополнение портфолио профессиональных достижений педагогов;
- использование педагогами проектной деятельности, публикации о
мероприятиях на сайте МБДОУ, выступления на методических
объединениях, семинарах, конференциях.
Имеющиеся проблемы:
- недостаточное владение молодыми педагогами профессиональными
умениями и навыками для осуществления качественного образовательного
процесса;
- недостаточное владение педагогами - стажистами ИКТ - технологиями,
технологиями проектной деятельности.
Достигнутые результаты:
- организация методической работы с педагогами через эффективные
формы:
семинары-практикумы,
мастер-классы
по
использованию
современных технологий в образовательной практике;
Материально-технические
условия
реализации
образовательной
программы дошкольного образования, совершенствование РППС позволило
сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
воспитанников.
Проведена работа по направлениям:
- Создание условий для образовательной деятельности детей с учетом
возраста и особенностей развития.

- Повышение эффективности обучения, формирование целостности
восприятия изучаемого материала за счет применения ИКТ в
образовательной деятельности.
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
- Обеспечение безопасного пребывания детей в помещениях и на
территории Учреждения: реализация плана мероприятий по безопасности,
обновление паспорта дорожной безопасности.
- Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды,
способствующей реализации нового содержания дошкольного образования,
достижению новых образовательных результатов.
- Создание условий для материально-технического обеспечения
программы: учебно-методические комплекты, оборудование, оснащение для
организации и проведения работы с детьми.
Достигнутые результаты:
- Пополнение групп и кабинетов развивающими пособиями, сюжетными
игрушками, играми развивающей направленности; пополнение программнометодического, дидактического и диагностического сопровождения
образовательной программы.
- Приобретение программного обеспечения, компьютерной техники,
применение ИКТ в образовательной деятельности.
- Развитие РППС, отвечающей необходимым санитарно-гигиеническим
требованиям и задачам, реализуемой ООП ДО.
Имеющиеся проблемы:
При организации РППС:
- Недостаточные условия для опытно-исследовательской деятельности
воспитанников в групповых помещениях.
- Недостаточная активность педагогов в создании авторских материалов
для пополнения игровой и развивающей среды в группах.
- Недостаток цифровой образовательной среды:
электронных
образовательных ресурсов (компьютерных обучающих программ),
цифрового и интерактивного оборудования.
Достигнутые результаты:
- Проведение смотров-конкурсов РППС по образовательным областям
программы.
Вывод: анализ результатов деятельности детского сада с учетом его
необходимости обновления содержания в соответствии с основными
направлениями модернизации дошкольного образования, продемонстрировал
положительные результаты, определил проблемы и обозначил основные
направления работы для создания оптимальных условий, способствующих
повышению качества образования:
- повышение профессионального уровня педагогов в вопросах
нравственно - патриотического воспитания воспитанников.

- непрерывное развитие кадрового потенциала в ДОУ, создание условий
для овладения инновационными педагогическими технологиями.
- пополнение материально-технической базы
учреждения
по
направлениям развития.
- привлечение родителей к участию в образовательной деятельности,
используя разнообразные формы работы.
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит создать новые
механизмы совершенствования Учреждения, оптимизировать использование
имеющихся организационных, кадровых, финансовых ресурсов для решения
основной цели, обеспечение качественных и образовательных услуг
дошкольного образования.
4. Концепция Программы развития МБДОУ ЦРР – детского сада
№15 «Парус»
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов
развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития
личности, формируются психические и личностные качества ребёнка,
ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе,
продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и
способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление
воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения
каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для
максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что
является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий,
ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и
требований федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, федеральной государственной образовательной
программы дошкольного образования.
Ценность инновационного характера современного дошкольного
образования и Программы развития МБДОУ ЦРР - детского сада №15
«Парус» направлена на сохранение позитивных достижений детского сада,
внедрение современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных,
обеспечение
личностно
–
ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях
требований ФГОС ДО, ФОП ДО, позволяющий ребёнку успешно
адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие
его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и
детского сада.
Вместе с тем инновационный характер преобразования означает
исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности
МБДОУ ЦРР - детского сада №15 «Парус» соответствие потребностям

современного информационного общества в максимальном развитии
способностей ребёнка.
Ведущими ценностями при разработке желаемого будущего состояния
МБДОУ ЦРР - детского сада № 15 «Парус» стали ценность здоровья,
ценность воспитания и развития, ценность дошкольного детства, ценность
сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритет
современной гуманистической педагогики, а с другой стороны, являются
основанием ценностного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания без барьерных условий воспитания
и образования, доступной среды для сохранения и укрепления
психосоматического здоровья детей дошкольного возраста, приобщения их к
здоровому образу жизни, формирования основ физической культуры и
грамотности.
Ценность развития направляет внимание педагогов и администрации
учреждения на построение развивающего образовательного процесса, в
котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка,
обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей,
формируется готовность детей к саморазвитию и самообразованию в
условиях личностного выбора.
Ценность детства активизирует понимание детства как неповторимого и
самоценного периода жизни, особой культуры, характеризующейся
открытостью миру, готовностью к образованию.
Ценность сотрудничества предполагает, что партнерство и диалог
участников образовательного процесса являются основным источником
обновления и развития воспитательно-образовательной системы.
Ценность воспитания направляет внимание педагогов на усиление
воспитательной миссии Учреждения, на развитие у воспитанников чувства
патриотизма и гражданственности, уважения к старшему поколению, само- и
взаимоуважение, бережного отношения к культуре, истории Отечества,
малой Родине.
Миссия детского сада заключается в обеспечении полноценного
комфортного проживания ребенком периода дошкольного детства и
предоставление высокого качества образования через создание современной
интегрированной модели развивающего образовательного пространства.
Модель образовательного пространства, предполагающая достижение
высокого качества дошкольного образования, обеспечивается деятельностью
Учреждения в режиме обновления содержания образования, использование
новых методов и приемов, образовательных технологий, с учетом сов
Основные положения Программы:
Деятельность учреждения осуществляется в режиме непрерывного
обновления организационных форм и содержания образования и воспитания
(реализация ФГОС ДО, внедрение ФОП ДО и современных
здоровьсберегающих и инновационных образовательных технологий,

воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности) в
режиме информационной открытости.
Участниками реализации Программы развития МБДОУ ЦРР - детского
сада №15 «Парус» являются воспитанники в возрасте от 3 лет до 7 лет,
педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и
социальных
структур.
Характеризуя
особенности
построения
образовательного процесса, учитывается специфика города, его
климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый
крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.
Принципы жизнедеятельности МБДОУЦРР – детского сада № 15
«Парус»:
Принцип гуманизации, что предполагает ориентацию взрослых на
личность ребёнка.
При этом:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
- обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда;
- радикальное изменение предметно развивающей среды организации,
жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной
деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями,
склонностями, социального заказа родителей и требованиям ФГОС ДО, ФОП
ДО;
- изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми,
введение интеграции различных видов деятельности.
Принцип демократизации, предполагающей совместное участие
воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
Принцип
дифференциации
и
интеграции предусматривает
целостность и единство всех систем учебной деятельности и решение
следующих задач:
- психологическое и физическое здоровье ребёнка;
- формирование начал личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности,
предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей
развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные
игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает
как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы
через собственную деятельность под руководством взрослого.

Модель выпускника
Период от рождения до поступления в школу является возрастом
наиболее стремительного физического и психического развития ребенка,
первоначального формирования компетенций, необходимых человеку в
течение всей последующей жизни. Дошкольное образование призвано
обеспечить формирование базовой культуры личности как основы успешного
овладения различными видами деятельности и областями знаний на
последующих ступенях образования. В портрете выпускника отражаются
качества личности ребенка и степень их сформированности. Таким образом,
модель выпускника включает следующие характеристики:
Физически
развитый,
овладевший
основными
культурно
гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно
выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за
помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Ребенок откликается на эмоции близких
людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,
музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Ребенок на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые
нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными
представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок
способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные
правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре
и др.)
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве).

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации
может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к
нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции.
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности.
Необходимы технологии, которые делают дошкольников активными
участниками образовательного процесса, в основе которых лежит идея
формирования социально-активной личности. Для развития ребенка
необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Вовлечение
родителей в качестве активных участников образовательного процесса будет
плодотворно влиять на детско-родительские отношения.
Обеспечение конкурентоспособности и эффективности управления
Учреждением для достижения нового качества образования станет
возможным через использование инновационного потенциала организации,
через готовность коллектива выполнять новые задачи и создавать
инновационные проекты и программы для реализации ФОП ДО
и
требований ФГОС ДО.
5. Управление реализацией Программы
Для повышения инновационного потенциала педагогического
коллектива создана творческая группа по направлениям реализации
проектов. Основными задачами творческой группы являются:
- Подготовка предложений по направлениям работы, формирование
перечня программных мероприятий на каждый год.
- Подготовка предложений по возникающим вопросам реализации
Программы для рассмотрения на педагогическом совете, выявление
организационных и содержательных проблем в ходе реализации и разработка
предложений по их решению.

- Организация и проведение мониторинга результатов реализации
программных мероприятий по проектам.
- Организация размещения информации о ходе и результатах реализации
Программы на официальном сайте и социальном сообществе Учреждения.
- Организация конкурсов, экспертиз, подготовка презентаций.
6. Цель и задачи Программы развития
Цель: Создание и реализация условий для развития имиджа
Учреждения, статуса и авторитета педагогов, повышения качества
образования, способствующих становлению субъектности воспитанников в
разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Задачи:
- создание условий для полноценного развития воспитанников по все
образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с особенностями и
требованиями основной образовательной программы Учреждения;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды
Учреждения с учетом требований ФГОС ДО, ФОП ДО;
- способствовать созданию системы патриотического воспитания и
образования дошкольников, направленной на реализацию цели, задач и
содержания гражданско - патриотического воспитания детей от 5 до 7 лет на
основе образовательных, региональных, климатических и социальных
особенностей Алтайского края и родного города;
- создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление
физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового
образа жизни;
- совершенствование кадровой политики Учреждения, способствовать
повышению профессиональных компетенций педагогических работников в
соответствии с современными требованиями.
7. Реализуемые проекты в соответствии с выявленными проблемами и
поставленными задачами
1. «Разработка системы деятельности ДОО по краеведению как средства
воспитания духовно-нравственных патриотических качеств дошкольников».
2. «Говорящая предметно - пространственная среда».
3. «Компетентный авторитетный педагог».
7.1. Проект «Разработка системы деятельности ДОО по краеведению
как средства воспитания духовно-нравственных патриотических
качеств дошкольников».
Цель: Создание и апробация системы деятельности Учреждения на
основе краеведения, обеспечивающей качественное решение задач по
формированию и развитию духовно-нравственных и патриотических качеств

дошкольников средствами взаимодействия с родителями и учреждениями
социо – культурного окружения г. Новоалтайска и Алтайского края.
Задачи:
- разработать модель деятельности Учреждения по краеведению как
средство воспитания духовно – нравственных и патриотических качеств
дошкольников;
- создать образовательную среду для организации деятельности по
краеведению, воспитанию духовно – нравственных и патриотических качеств
дошкольников;
- обобщить, методически оформить, тиражировать и презентовать
эффективные практики деятельности ДОО по краеведению как средства
воспитания духовно – нравственных и патриотических качеств дошкольник.
Дорожная карта проекта
Наименование мероприятия
Для педагогов:

Срок
реализации
2024

- Педагогический совет «Создание эффективных
условий воспитания
патриотических качеств
дошкольников».

Ответственные
Заведующий,
старший
воспитатель,
педагоги

- Конкурс Мини-музеев по патриотическому и
духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
- Семинар – практикум «Воспитание нравственности
и патриотизма детей в процессе реализации
регионального компонента ФОП ДО».
- Представление опыта на муниципальном форуме январь 2024 г. –
«Педагог: идеи, опыт, практика».
декабрь 2028 г.
- Реализация сетевой инновационной площадки январь 2024 г. –
«Краеведение, как средство воспитания духовно – декабрь 2026 г.
нравственных
и
патриотических
качеств
дошкольников
Для воспитанников и родителей:
- Реализация программы «Мой края родной».
Совершенствование
образовательной
и
развивающей предметно – пространственной среды
на основе субъектного подхода.
- Совершенствование музейной образовательной
среды по духовно- нравственному воспитанию
дошкольников.
- Праздники патриотической направленности.
- Конкурс чтецов «А у нас на Алтае».

январь 2024 г. – старший
декабрь 2028 г. воспитатель,
педагоги

- Реализация проектов «Культура речи, как
январь 2024 г. –
семейная традиция», «Семейные ценности».
декабрь 2026 г.
- Реализация познавательно-творческих проектов:
«Народное творчество», «Семейный калейдоскоп»,
«Алтай туристический», «Часы с историей»;
«Значимые люди Алтайского края», «Машина
времени», «Истоки».

Ожидаемый результат реализации проекта
№
п\
п
1

2
3

Наименование индикатора/показателя

Минимальное значение

Группы укомплектованы необходимым мебельным
и
игровым
оборудованием,
различными
техническими средствами обучения, материалами
для организации образовательной, игровой,
исследовательской
и
экспериментальной
деятельности.
Оформлены
«Центры
природы»,
«Центры
исследования и экспериметальной деятельности»,
«Наш край», «Моя Родина»; «Моя малая родина».
Функционируют
мини-музеи:
«Народное
творчество», «Семейный калейдоскоп», «Алтай
туристический», «Часы с историей»; «Значимые
люди Алтайского края», «Машина времени»,
«Истоки».
Педагоги используют эффективные формы по
нравственно- патриотическому воспитанию детей.
Родители являются активными участниками в
совместных мероприятиях, проектной деятельности
по развитию у детей интереса к культуре и истории
страны, Края.

Не менее 80%

не менее 80 %
не менее 50 %

7.2. Проект «Говорящая предметно-пространственная среда».
Цель: Создание условий для полноценного развития воспитанников по
всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с требованиями
образовательной программы Учреждения.
Задачи:
- создать условия для проявления познавательной активности детей, их
творческого самовыражения;
- дополнить территорию Учреждения новыми содержательными
элементами: культурными объектами, природными ландшафтами, игровыми
сооружениями;
пополнить
групповые
тематические
центры
материалами,
стимулирующими развитие познавательных интересов воспитанников;
- развивать профессиональное и творческое мастерство педагогов через
организацию смотров-конкурсов по обновлению и пополнению развивающей

пространственно-предметной среды групповых помещений и территории
Учреждения;
- создать атмосферу эмоционального комфорта и благополучия детей.
Дорожная карта проекта
Наименование мероприятия
Изучение нормативных документов,
регламентирующих выбор оборудования и
материалов
Анализ РППС в соответствии с требования ФГОС
ДО
Семинар для педагогов «Принципы построения
предметно-развивающей среды в дошкольном
учреждении»
Реализация краткосрочного проекта с участием
родителей воспитанников «Пространство группы –
«живое» пространство»
Использовать 3-D пространства: «Говорящие
стены», технология «Умный пол».
- Участие в сетевом проекте.

Срок реализации
январь – 2024 г.

Ответственные
старший
воспитатель,
педагоги

февраль – 2024 г.

старший
воспитатель,
педагоги
старший
воспитатель

март – 2025 г.

2025-2026
учебный год
2024-2028 г.г.

старший
воспитатель,
педагоги
старший
воспитатель,
педагоги

Ожидаемый результат реализации проекта
№ Наименование индикатора/показателя
п\
п
1 - Педагоги используют новые подходы по
организации
РППС
с
учетов
возрастных
потребностей детей.
Владеют навыками моделирования РППС в
соответствии с принципами образования и
воспитания.
2.
Создано эффективное развивающее пространство
в
группах
на
основе
сочетания
новых
образовательных сред (говорящая стена, умный
пол».
3.
Родители удовлетворены материальнотехническими
условиями
реализации
образовательной
программы
дошкольного
образования Учреждения.

Минимальное значение
не менее 70 %

не менее 70%

не менее 90%

7.3. Проект «Компетентный авторитетный педагог».
Цель: совершенствование кадровой политики Учреждения, повышение
профессиональной компетенции педагогических работников в соответствии с
современными требованиями.
Задачи:

- создание оптимальных условий для повышения профессионального
мастерства педагогических работников с учетов современных требований;
- способствовать самореализации, профессиональному росту педагога,
расширению профессиональных компетенций, вдохновлять на дальнейшее
развитие и самообразование;
- предоставить возможность педагогам демонстрировать результаты
своего интеллектуального труда с целью распространения успешного
педагогического опыта.
Дорожная карта проекта
Наименование мероприятия
Участие педагогов в профессиональных конкурсах
на различных уровнях

Срок реализации
2024-2028 г.г.

Включение педагогов в участие в инновационной
площадке федерального уровня по направлению
«Технология содействия амплификации развития и
саморазвития дошкольника как лидера на основе
традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»
Повышение профессиональной компетентности
педагогов через:
Педагогические советы:
- «Пути повышения профессиональной
компетентности педагогических работников»
- «»Профессиональная компетентность педагога как
условие повышения качества образования»
Семинары практикумы:
- «Самообразование как система профессионализма
педагогов»
- «Повышение компетентности педагогов»

2024-2026 г.г.

Ответственные
старший
воспитатель,
педагоги
старший
воспитатель,
педагоги

старший
воспитатель,
педагоги
2024 г.
2026 г.

2024 г.
2025 г.

Участие педагогов м форуме по обмену опытом
«Педагог: идеи, опыт, практика».

2024-2028 г.г.

Создание раздела на официальном сайте
Учреждения, содержащего информацию о
мероприятиях в рамках инновационной
деятельности.

2024 г.

старший
воспитатель,
педагоги
старший
воспитатель

Ожидаемый результат реализации проекта
№ Наименование индикатора/показателя
п\
п
1 Укомплектованность кадрами (отсутствие вакансий)

Минимальное значение

2.

не менее 65%

Уровень вовлеченности и активности (деятельности)

не менее 99 %

педагогов в различных мероприятиях

8. Механизмы реализации Программы развития
Механизмом реализации Программы является составляющие ее
мероприятия
проектов.
Научно-методическое
и
организационное
сопровождение реализации проектов программы будут осуществлять
творческие группы, созданные из числа администрации, педагогов,
родителей воспитанников.
Разработанная в Программе концепция развития Учреждения будет
использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных
целей при разработке годовых планов. Мероприятия по реализации
программы включаются в годовой план работы образовательной
организации.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях,
представляться в отчете по самообследованию.
Предполагается организация и проведение серии семинаров,
способствующих
психологической
и
практической
готовности
педагогического коллектива к деятельности по реализации программы.
Информация о ходе реализации мероприятий Программы развития
будет доступна на официальном сайте Учреждения через фотоотчеты
открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты и оценка социально-экономической
эффективности реализации Программы развития
Ожидаемые результаты:
- обеспечение комфортного пребывания детей в детском саду в
соответствии с современными нормами и требованиями;
- повышение компетенций педагогов по внедрению ФОП ДО;
- повышение профессиональной
компетенции
педагогов
по
формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста,
- использование педагогическими работниками эффективных форм по
нравственно - патриотическому воспитанию детей;
- педагогические работники являются активными участниками
профессиональных конкурсов и мероприятий различных уровней;
- повышение уровня эмоциональной отзывчивости воспитанников,
развитие представлений о своей Родине, крае, городе;
- обновление и пополнение РППС для эффективной реализации
образовательной программы дошкольного образования по всем
образовательным областям;

- родители являются активными участниками
в
совместных
мероприятиях, проектной деятельности по развитию у детей интереса к
культуре и истории страны, края;
- создано эффективное развивающее пространство в группах на основе
сочетания новых образовательных сред («говорящая стена», технология
«умный пол»);
- учреждение полностью укомплектовано кадрами.
9. Возможные риски при реализации Программы и пути их
устранения
В процессе реализации Программы допустимы риски невыполнения
некоторых мероприятий. Для минимизирования рисков предусмотрена
система мероприятий.
Возможные риски
Непонимание
частью
родительской
общественности стратегических целей
развития Учреждения.

Возможность формальной реализации
задач
Программы
(неготовность
коллектива к работе в инновационном
режиме,
недостатки
проведения
мониторинговых
исследований,
недостаточная заинтересованность в
проведении мероприятий Программы)
Наличие трудностей при вовлечении
воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов в социальноориентированную деятельность.
Недостаточный
профессиональный
уровень педагогов по использованию
современных
образовательных
технологий
в
вопросах
развития
нравственно – патриотических качеств
у воспитанников.

Способы их снижения
Повышение
степени
открытости
дошкольного образовательного учреждения,
освещение деятельности администрации и
педагогического коллектива на сайте
Учреждения, в социальных сообществах.
Мотивирование
педагогов
через
стимулирующие методы, разъяснительную
работу;
индивидуальная
методическая
помощь.

Информирование
образовательных отношений
значимых мероприятиях.

участников
о социально

Система
методической
работы
с
педагогами по изучению, апробации и
внедрению современных педагогических
технологий
в воспитательно-образовательный процесс.
Участие в инновационных проектах и
профессиональных конкурсах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».