Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития
ребенка – детский сад №15 «Парус» города Новоалтайска Алтайского края
Согласованно
Председателем Совета
Трудового коллектива
_________Л.В.Жирова
21.12.2016г
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ ЦРР –
детского сада №15
___________Т.С. Железникова
Приказ №22 от 21.12.2016г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутриучрежденческом контроле в МБДОУ ЦРР –
детского сада №15 «Парус» города Новоалтайска
Алтайского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует осуществление внутриучрежденческого
контроля в МБДОУ ЦРР – детского сада №15 «Парус» города Новоалтайска Алтайского
края (Далее – образовательная организация), порядок проведения контрольных
мероприятий, оформление их результатов, периодичность осуществления контроля.
1.2. Внутриучрежденческий контроль, основной источник информации для анализа
состояния образовательного процесса. Под внутриучрежденческим контролем (далее –
контроль) понимается деятельность администрации образовательной организации,
направленной на оценку, наблюдения работниками действующего законодательства,
приказов учредителя и организации, требований локальных актов.
1.3. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым
кодексом РФ. Гражданским кодексом РФ. Федеральным Законом «Об образовании в РФ»
от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ, законом об образовании в Алтайском крае от 04.09.2013 г.
№56.
2. Цели, задачи и предмет контроля
2.1. Целью внутриучрежденческого контроля – является повышение качества и
эффективности деятельности образовательной организации.
2.2. Основными задачами контроля являются:
- осуществление контроля и оценки соблюдения работниками действующего
законодательства, распорядительных документов учредителя;
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению и
неисполнению нормативных правовых актов;
- определение возможностей и путей, направленных на улучшение результатов
образовательного процесса;
- повышение качества кадрового потенциала;
- анализ и оценка эффективности результатов деятельности должностных лиц и
педагогических работников, сотрудников образовательной организации;
- повышение компетентности работников по вопросам применения действующих в
образовании норм, правил, оказание методической помощи;
- анализ результатов исполнения приказов и иных локальных актов образовательной
организации;
- соблюдение прав участников образовательного процесса;
- соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- совершенствование системы управления качеством образования, в том числе оценки
качества образования.
2.3. Предметом контроля является организация образовательного процесса, результаты
деятельности педагогических работников образовательной организации.
3. Права и обязанности участников контрольного мероприятия
3.1. Мероприятия по контролю вправе осуществлять члены администрации
образовательной организации в рамках своих полномочий или комиссия, утвержденная
приказом заведующего. К контрольным мероприятиям могут привлекаться сторонние
(компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе других учреждений и
организаций в качестве экспертов, представители государственно-общественного органа
управления организацией.
3.2. Лица и комиссии, осуществляющие контрольные мероприятия, руководствуются
Конституцией Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства
образования и науки Российской Федерации, Главного управления образования и науки
Алтайского края, органов местного самоуправления и муниципальных органов
управления образованием, учредительными документами образовательной организации,
её локальными актами, настоящим Положением и приказами о проведении контрольных
мероприятий.
3.3. Должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия, привлеченные
специалисты, имеют право:
- выбирать методы проверки в соответствии с тематикой, вопросами и объемом проверки;
- запрашивать необходимую информацию, материалы;
- изучать документацию, относящуюся к тематике, вопросам контрольного мероприятия;
- посещать занятия и другие мероприятия работников образовательной организации;
- проводить повторный контроль за устранением замечаний, данных во время проведения
контрольных мероприятий;
- по итогам контрольного мероприятия вносить предложения о поощрении
педагогического работника, о направлении его на курсы повышения квалификации,
применении дисциплинарного взыскания и других управленческих решений;
- рекомендовать изучение опыта работы педагога в рамках методического объединения,
педагогического или методического советов для дальнейшего использования другими
педагогическими работниками;
- переносить сроки контроля по просьбе работника, но не более чем на месяц, по
согласованию с руководителем организации.
3.4. Должностные лица, специалисты, привлеченные к проверкам, обязаны;
- осуществлять контрольные мероприятия на основании утвержденного плана
внутриучрежденческого контроля или приказа руководителя;
- соблюдать установленные сроки проведения контрольных мероприятий;
- знакомить работника с результатами контрольных мероприятий;
- не требовать от работника документы и иные сведения, если они не относятся к
тематике, вопросам проверки;
- соблюдать конфиденциальность полученной информации по тематике, вопросу
проверки;
- быть этичным, тактичным, наблюдательным, настойчивым.
3.5. Работник имеет право:
- ознакомиться с планом внутриучрежденческого контроля или приказом о проведении
контрольного мероприятия;
- непосредственно присутствовать при проведении контрольных мероприятий, давать
объяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля;
- получать от должностных лиц информацию, консультации, которые относятся к
предмету контроля;
- знакомиться с результатами контрольных мероприятий и письменно выразить свое
согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
- обжаловать итоги контрольного мероприятия в установленном порядке.
3.6. Работник обязан:
- присутствовать на контрольных мероприятиях по требования проверяющих;
представлять необходимую информацию, документы по предмету контроля, представлять письменные и устные объяснения по предмету контроля; - быть этичным,
тактичным.
4. Периодичность, формы и методы контроля
4.1. Периодичность и формы контроля определяются необходимостью получения
объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической
деятельности. Период, продолжительность и формы контроля отражаются в годовом
плане-графике.
4.2. Контроль может осуществляться в форме плановых и внеплановых контрольных
мероприятий. Контроль в виде плановых мероприятий осуществляется в соответствии с
утвержденным планом-графиком контроля, который обеспечивает периодичность
проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного
года. Контроль в форме внеплановых мероприятий осуществляется в целях установления
фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в письменных обращениях
родителей (законных представителей) воспитанников или других граждан, организаций и
урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками
образовательного процесса.
4.3. Контроль в виде плановых мероприятий имеет несколько видов: оперативный,
тематический, фронтальный, итоговый.
4.3.1. Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и
результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам
оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный
контроль – это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин,
вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль части называют текущим или
ежедневным. По формам организации он может быть предупредительным или
опережающим, сравнительным. Ежемесячно планируются 5-7 вопросов к оперативному
контролю.
4.3.2. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
организации и направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и
методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля определяются в
соответствии с годовым планом работы организации на основании
проблемноориентированного анализа работы по итогам предыдущего учебного года.
4.3.3. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку
в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта
форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении
программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа,
выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе.
4.3.4. Инструментарием для подведения итогов работы образовательной организации за
полугодие, учебный год, итогов летней оздоровительной работы является итоговый
контроль.
4.4. При проведении контроля могут использовать методы: собеседование, посещение
занятий, мероприятий, обследование, опросы и анкетирование, наблюдение за
организацией образовательного процесса, изучение и экспертиза документации.
5. Организация и проведение контроля
5.1. Контроль предусматривает (Приложение 1):
- формирование и утверждение плана-графика проверок; - определение оснований для
проведения проверки; - подготовку проверки; - проведение проверки и обработку ее
результатов, - оформление результатов проверки;
- проведение корректирующих действий по устранению выявленных нарушений,
несоответствий, в том числе проведение предупреждающих действий, направленных на
предотвращение возникновения нарушений, несоответствий.
5.2. Формирование и утверждение плана-графика контроля (Приложение 2)
5.2.1. При формировании плана-графика учитываются:
- периодичность проверки (не реже одного раза в пять лет в отношении объекта или
вопроса);
- анализ результатов ранее проведенных проверок учредительного и
внутриучрежденческого контролей, контрольно-надзорных органов;
- анализ результатов деятельности образовательной организации за предыдущий период,
в том числе результатов самообследования;
- письменные обращения родителей (законных представителей) воспитанников;
- сроки аттестации педагогических работников в плановом учебном году. Проверка
результатов деятельности педагогического работника не проводится в год его
поступления на работу в образовательную организацию, и при условии, что в данный год
он не проходит аттестацию;
- актуальные (приоритетные, новые) направления (вопросы), развития системы
образования, по которым необходимо получить оперативные данные или осуществить
контроль.
5.2.2. План-график проведения контроля утверждается приказом заведующего
образовательной организации в срок до 1 сентября текущего года.
5.2.3. Изменения в план-график проверок (сроки проведения, данные о членах комиссии)
вносятся приказом заведующего образовательной организации.
5.3. Определение оснований для проведения проверки. Основанием для проведения
проверки служат:
- план график внутриучрежденческого контроля; - обращение родителей (законных
представителей) воспитанника, поступившее в образовательную организацию из иных
органов по фактам нарушений в организации.
5.4. Подготовка проверки.
5.4.1. Подготовку к тематической, фронтальной, итоговой проверке осуществляет
старший воспитатель, на которого возложены функции организации и проведения
внутриучрежденческого контроля (далее – ответственный специалист).
Ответственный специалист:
- формирует комиссию на проверку; - осуществляет привлечение экспертов;
- оформляет приказ о подготовке и проведении проверки, в котором указываются:
- состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества, должности председателя и
членов комиссии, а также привлекаемых лиц;
- цель, задачи, предмет и объект проверки, проверяемый период, срок проведения
проверки;
- проверяемые вопросы; - план-задание (программа проверки), включающее перечень
документов, материалов, рассмотрение которых необходимо для достижения цели и задач
проведения проверки (Приложение 3); - проводит совещание с членами комиссии; формирует итоговую справку.
5.4.2. При подготовке к проверке члены комиссии изучают аналитические материалы
образовательной организации, результаты учредительного контроля,
контрольнонадзорных мероприятий, материалы работников образовательной организации.
5.4.3. Ответственный специалист о проведении проверки уведомляет сотрудников
образовательной организации не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения
контрольного мероприятия путем доведения соответствующего приказа и плана-задания.
Уведомление о внеплановой проверке проводится не менее чем за один день до начала
проведения контрольного мероприятия.
5.4.4. Продолжительность одной проверки не должна превышать пяти рабочих дней с
учетом посещения проверяющим специалистом не более 5 занятий и других мероприятий
одного работника. Продление первоначально установленного срока проверки
осуществляется приказом заведующего образовательной организации.
Продолжительность проведения проверки методом мониторинга зависит от объекта и
предмета проверки, объема и сложности проведения мониторинга и может быть
установлена индивидуально и закреплена приказом заведующего образовательной
организации.
5.4.5. Председатель и члены комиссии могут проводить с работниками образовательной
организации индивидуальное консультирование по вопросам проверки в пределах своей
компетенции.
5.5. Проведение проверки и обработка ее результатов.
Общее руководство проверкой осуществляет председатель, в функции которого входит:
- соблюдение сроков проверки;
- контроль процессов получения информации и данных, а также их оценки и вынесение
суждений членами комиссии;
- подписание итоговой справки; - проведение установочного и итогового совещаний с
членами комиссии.
В ходе проверки комиссия может использовать специально разработанный
инструментарий в форме инструкции, информационной карты, оценочного и экспертного
листа.
5.5.1. Организационное (установочное) совещание с членами комиссии проводит
председатель комиссии, на котором знакомит членов комиссии с целью и задачами
проверки.
5.5.2. Члены комиссии проводят:
- проверку в соответствии с планом-заданием и с использованием разработанного
инструментария;
- получают данные путем анализа документов, визуального наблюдения, беседы с
работниками организации, опроса, воспитанников, в соответствии с установленными
нормами и правилами.
5.6. Оформление результатов проверки.
5.6.1. Члены комиссии оформляют и подписывают справку в последний день проверки
или в течение трёх рабочих дней по завершении проверки, если приказом о проведении
проверки не установлены иные сроки. Справка содержит:
- основание контроля; - цель, предмет и вопросы контрольного мероприятия; - сроки
проведения контрольного мероприятия; - краткую характеристику состояния дел по
контролируемому вопросу; - методы контроля; - количество посещенных занятий и иных
мероприятий; - выводы и рекомендации по улучшению деятельности.
5.6.2. Председатель комиссии по завершении проверки:
- оформляет итоговую справку в последний день проверки или в течение пяти рабочих
дней по завершении проверки, если приказом о проведении проверки не установлены
иные сроки; - информирует о результатах проведенного контроля работников
образовательной организации в последний день проверки или в течение пяти рабочих
дней по завершении проверки;
- подписывает справки (оформляется в 2 экземплярах в соответствии с формой
(Приложение 4);
- собирает подписи сотрудников образовательной организации, в отношении которых
проводилась проверка. В случаях, когда отсутствует возможность получить подпись
сотрудника, председатель комиссии делает соответствующую запись в итоговой справке с
указанием причин;
- передает справку ответственному специалисту;
- производит запись в журнале учета мероприятий по внутриучрежденческому контролю
по принятой форме в течение двух недель по завершении проверки.
5.6.3. Сотрудник образовательной организации:
- после ознакомления с результатами контроля ставит подпись в итоговой справке,
удостоверяя тем самым факт ознакомления с результатами проверки;
- вправе сделать запись в итоговой справке о несогласии с результатами в целом и по
отдельным фактам и выводам.
5.6.4. Ответственный специалист информирует заведующего образовательной
организации о результатах проверки.
5.6.5. Заведующий по результатам контроля принимает одно или несколько
управленческих решений:
- об издании соответствующего приказа об устранении выявленных несоответствий,
нарушений; - об обсуждении материалов контроля на совещаниях, заседаниях и иных
мероприятиях с сотрудниками образовательной организации; - о проведении повторного
(внепланового) контроля с привлечением соответствующих специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников образовательной
организации; - о поощрении сотрудников; - иные решения в пределах своей компетенции.
5.7. Корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий, нарушений.
5.7.1. Процесс корректирующих действий состоит из: - анализа выявленных
несоответствий, нарушений;
- составления и утверждения плана корректирующих действий; - определение
ответственных лиц; - реализации плана корректирующих действий; - анализа и
регистрации полученных результатов.
5.7.2. План корректирующих мероприятий составляется по итогам учебного года и
содержит:
- наименование выявленного несоответствия, нарушения; - наименование
корректирующих мероприятий;
- фамилию, имя, отчество лица, ответственного за реализацию мероприятий, сроки
выполнения.
5.7.3. План корректирующих мероприятий:
- по решению заведующего образовательной организации может быть составлен по
отдельному вопросу в течение учебного года;
- по решению педагогического совета образовательной организации может быть включен
как отдельный раздел в план работы образовательной организации на учебный год.
5.7.4. Ответственный специалист:
- организует и контролирует исполнения плана корректирующих мероприятий с целью
установления факта устранения выявленных несоответствий, нарушений;
- готовит отчет о выполнении плана-графика; - готовит отчет о выполнении плана
корректирующих мероприятий; - представляет отчеты заведующему образовательной
организацией;
- вносит предложения по рассмотрению итогов контроля на совещаниях, советах и других
мероприятиях коллегиальных органов.
6. Документация внутриучрежденческого контроля
6.1. Документами, регламентирующими организацию и проведение
внутриучрежденческого контроля, являются:
- план контроля на учебный год;
- план корректирующих мероприятий (раздел в плане работы образовательной
организации на учебный год);
- доклады, сообщения на педагогическом совете и других коллегиальных органах
управления;
- справки о результатах проверки;
- протоколы совещаний при заведующем, административных совещаний, комиссий и др.;
- приказы по вопросам контроля; - отчет о выполнении внутриучрежденческого контроля
за год (Приложение 5) - отчет о выполнении плана корректирующих мероприятий.
6.2. Документация хранится в течение пяти лет в архиве образовательной организации.
Принято на Управляющем
Совете протокол №9
от 21.12.2016г.