муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития
ребенка – детский сад №15 «Парус» города Новоалтайска Алтайского края
Принято:
Педагогическом советом МБДОУ №15
Протокол №_____
от «____» ___________ 20____г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №15
Т.С.Железникова
Приказ №
от «__»____ 20__г.
Положение
о внутренней системе оценке качества образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Центра развития ребенка – детского сада №15
«Парус» города Новоалтайска Алтайского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования»,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1014,
Приказом Минобрнауки № 462 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении
самообследования в образовательной организации";
Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
Уставом образовательной организации.
1.2. Настоящее положение закрепляет основные направления и цели оценочной
деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Центра развития ребенка – детского сада № 15 «Парус» города Новоалтайска Алтайского
края (далее – ДОО) и призвано способствовать управлению качеством образования в
ДОО.
1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:
качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, образовательным требованиям и (или)
потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – система
управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа
информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной
программы, условий ее реализации и эффективности составляющих ее компонентов, а
также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных
образовательных программ ДОО;
внешняя система оценки качества образования – включение потребителей
образовательных услуг, органов государственно – общественного управления /
коллегиального управления ДОО в оценку деятельности системы образования
образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями
федеральных образовательных стандартов дошкольного образования, целям и задачам
государственной политики в сфере образования;
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
ООП – основная образовательная программа;
АОП – адаптированная образовательная программа;
ДО – дошкольное образование;
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень
его соответствия ФГОС ДО и потребностям заказчика, в том числе степень достижения
обучающимися планируемых результатов освоения ООП ДООУ.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в ДОО; реализация мер по обеспечению
безопасности воспитанников в организации образовательного процесса.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества
образования, результатом которого является установление степени соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение
общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах
системе государственно общественных требований к качеству образования, а также
личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание
которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.4. Целью ВСОКО является управление качеством образования в ДОО, обеспечения
участников образовательных отношений и общества в целом объективной и достоверной
информацией о качестве образования, предоставляемого ДОО, о тенденциях развития
дошкольной образовательной организации в ДОО, установление соответствия качества
дошкольного образования ДОО ФГОС ДО.
1.5. ВСОКО ориентирована на решение следующих задач:
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса
ФГОС ДОО;
определение степени соответствия реализуемых ДОО образовательных программ с
учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным
требованиям;
обеспечение доступности качественного образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
выявление факторов, влияющих на качество образования.
1.6. В качестве источников данных для ВСОКО используются:
данные педагогической диагностики индивидуального развития детей дошкольников;
данные внутреннего аудита документации ДОО;
отчеты педагогов и воспитателей и иных работников ДОО;
посещение мероприятий, организуемых педагогами ДОО.
1.7 Функционирование ВСОКО обеспечивается администрацией и педагогическим
коллективом ДОО.
1.8. Основными элементами ВСОКО являются:
нормативное правовое обеспечение, включая регламентацию локальными актами ДОО
проведения внутренних оценочных процедур;
постановка целей и задач развития ДОО;
обеспечение функционирования инструментария сбора данных о параметрах оценки;
анализ результатов сбора информации, формирование отчета о самооценке ДОО;
обеспечение действия механизма принятия решений, направленных на улучшение и
развитие.
1.9. В качестве источников данных для ВСОКО используются:
образовательная статистика;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами ДОО.
1.10. Основными принципами ВСОКО ДОО являются:
принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
принцип открытости, прозрачности процедур ВСОКО; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества
образования;
принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный
самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и
показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
принцип инструментарности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными
аналогами;
принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимостей;
принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в ДОО.
2. Организационная и функциональная структура ВСОКО.
2.1. Организационная структура ДОО, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией
полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОО, педагогический совет,
временные структуры (творческие группы педагогов, комиссии и др.).
2.2. Администрация ДОО:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОО и
приложений к ним и контролирует их исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование ВСОКО ДОО, участвует в этих мероприятиях;
обеспечивает на основе ОПП проведение в ДОО контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества
образования;
организует систему мониторинга качества образования в ДОО, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;
анализирует результаты ВСОКО ДОО;
организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;
обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОО и общественных экспертов к
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
обеспечивает предоставление информации о ВСОКО на различные уровни; формирует
информационно – аналитические материалы по результатам ВСОКО ДОО за учебный год;
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
2.3. Совет педагогических работников ДОО:
принимает участие в формировании информационных запросов основных
пользователей ВСОКО ДОО;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО;
участие в оценке качества и результативности труда работников ДОО;
содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в ДОО;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОО по вопросам
образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения
санитарно-гигиенического режима в ДОО, об охране труда, здоровья и жизни
воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОО.
2.4. Временные структуры (творческие группы педагогов, комиссии и др.) создаются
приказом заведующего ДОО и осуществляют следующие функции:
разрабатывают методики оценки качества образования; участвует в разработке системы
показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОО;
участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов ДОО;
готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне ДОО.
3. Содержание ВСОКО ДОО.
3.1. ВСОКО ДОО проводится по пяти группам критериев.
3.2. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости
могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
Критерии
Образовательные
результаты
(внутренняя оценка)
Показатели
Выполнение основной общеобразовательной программы
(промежуточные и итоговые результаты по овладению навыками
и умениями по образовательным областям и уровню развития
интегративных качеств)
Здоровье
Антропометрия;
воспитанников
Индекс здоровья;
Динамика показателя групп здоровья;
Уровень заболеваемости детей;
Адаптация к новым условиям вновь прибывших детей.
Готовность родителей Доля родителей, участвующих в жизни детского сада;
к участию в
Удовлетворенность родителей качеством работы детского сада за
управлении
учебный год.
дошкольным
учреждении
Инновационный
Доля педагогов использующих современные педагогические
потенциал педагогов
технологии;
Доля педагогический работников, имеющих первую
квалификационную категорию;
Доля педагогический работников, имеющих высшую
квалификационную категорию;
Доля педагогических работников. прошедших курсы повышения
квалификации;
Доля педагогических работников выступавших на мероприятиях
разного уровня;
Доля педагогических работников, принимавших участие в
профессиональных конкурсах.
Соответствие
Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими
требованиям к
необходимую квалификацию;
условиям
Соответствие учреждения нормам и требованиям СанПиН;
Динамика развития МТБ;
Организация питания в соответствии с утвержденными нормами.
3.3. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДОО включает в
себя оценку:
психолого-педагогических,
кадровых,
материально-технических,
финансовых условий реализации ООП,
развивающей предметно-пространственной среды.
Критерии оценки психолого-педагогических условий:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
оценка коррекционной работы.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики:
Карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную
динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов,
лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и
автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В оценку психолого-педагогических условий
также входят:
наполняемость группы с учетом их возраста, состояния здоровья;
условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста (обеспечение эмоционального
благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком);
поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности;
установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребенка);
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи).
Критерии оценки кадровых условий:
профессиональное развитие педагогических и руководящих работников, в том числе их
дополнительного профессиональное образование;
консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования;
Критерии оценки материально-технических условий:
оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием,
средствами обучения и мебелью;
состояние условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и
требованиями СанПиН;
соответствие службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ,
производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям
нормативных документов;
информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического
оборудования, сайта, программного обеспечения).
Критерии оценки финансовых условий:
финансовое обеспечение реализации ООП ДОО осуществляется исходя из стоимости
услуг на основе муниципального задания. Критерии оценки развивающей
предметнопространственной среды:
соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой
образовательной программе ДОО и возрастным возможностям обучающихся;
организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
(трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность,
безопасность);
наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в
том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах,
двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
3.4. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
образовательного учреждения включает в себя оценку:
объема образовательной нагрузки в соответствии с санитарноэпидемиологическими
правилами и нормативами (СанПиН);
рациональности выбора рабочих программ и технологий;
обеспеченность методическими пособиями и литературой; открытости ДОО для
родителей и общественных организаций, анкетирование родителей;
участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
3.5. ВСОКО проводится ежегодно в конце учебного года.
3.6. Формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров
качества устанавливаются решением педагогического совета.
4. Общественное участие в оценке и контроле качества образования.
4.1. Придание гласности и открытости результатам ВСОКО осуществляется путем
предоставления информации:
основным потребителям результатов ВСОКО;
средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОО;
размещение аналитических материалов, результатов ВСОКО на официальном сайте
ДОО.
5. Ответственность.
5.1. Проверяющий, занимающийся контрольной деятельностью в ДОО, несет
ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по
итогам контроля.
5.2. Заведующий ДОО несет ответственность за предоставление информации
самоанализа, оценки качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОО.
6. Делопроизводство.
6.1. Справки по результатам контроля, диагностические карты, отчеты ВСОКО по
утвержденным критериям.
6.2. Материалы ВСОКО хранятся в методическом кабинете 3года.